Контактный Центр
8-800-200-66-66
звонки по России – бесплатно

03.03.2011

Вступила в силу новая редакция «Общих правил воздушных перевозок»

Заказать и оформить авиабилеты любой авиакомпании Вы можете в наших офисах!

Как было

Как стало

Спросил? Ответили? Плати!

Могли брать лишь комиссионный сбор, теперь — еще и за услуги.

Турагентства и авиакассы смогут брать любую плату за «подбор оптимального маршрута перевозки» и консультационные услуги.

Билет можно купить по старому паспорту, а путешествовать с новым

Такой возможности не было.

Путешественник вправе бесплатно изменить удостоверяющий личность документ на другой. Например, вы уже бронируете билет на майские праздники, а загранпаспорт только отдали на оформление. Можете купить билет по номеру старого «заграна» или российского паспорта, а потом заменить на данные новых корочек. Сделать это надо заблаговременно, до регистрации на рейс.

Не улетели не по своей вине — доплачивать не придется

Раньше доплату не брали, только если «вынужденное изменение» произошло ДО начала перевозки. А если ПОСЛЕ - за новый билет приходилось доплачивать до цены, по которой билеты продаются на данный момент. А прямо перед вылетом цены заоблачные. Так что тут нововведения выгодны. Что такое «после начала перевозки»? Скажем, летите с пересадкой, и проблема случилась в аэропорту стыковки.

В случае «вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки» доплаты взимать не должны - причем не важно, произошло это до или после начала перелета. «Вынужденное изменение договора» — это когда приходится менять билет на другой рейс по одной из причин:
— отмена или задержка рейса;
— изменение авиакомпанией маршрута (скажем, рейс с пересадкой вместо прямого);
— не хватило мест на рейсе, на который был куплен билет или в салоне нужного класса (это называется «овербукинг»: авиакомпании нередко продают больше билетов, чем мест в салоне самолета);
— вас задержали в аэропорту для досмотра, ничего опасного в итоге не нашли, но на самолет вы опоздали;
— не успели на стыковочный рейс той же компании;
— внезапная болезнь самого пассажира, болезнь либо смерть члена семьи, который летит на том же самолете;
— неправильное оформление билета перевозчиком или агентом.

Деньги за чартер — у продавца

Надо было обращаться в авиакомпанию.

Требовать деньги за неиспользованный билет на чартерный рейс надо там, где вы его покупали. Чаще всего такой перелет входит в стоимость путевки - значит, и за деньгами в случае чего идти в турагентство. Если покупали билет на чартер в кассе или он-лайн-системе бронирования, то и возврата надо требовать там же.

Не полетим — деньги вернут?

Авиакомпания обязана была возвращать цену билета полностью при отказе от полета более чем за сутки или 75%, если вы сдали билет менее чем за сутки или после отправления. В реальности правило не всегда работало, авиакомпании продавали «невозвратные» билеты. Но дотошные пассажиры могли дойти до суда и вернуть-таки деньги. Впрочем, в принципе такая возможность остается и сейчас (см. «Комментарий эксперта»).

Появилась ссылка на Правила формирования тарифов Минтранса. А в них написано, что «в случае прекращения действия договора воздушной перевозки в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки (проще говоря, вы решили сдать билет. - Ред.), если перевозка ни на одном участке не была выполнена, возвращается тариф, примененный для расчета стоимости перевозки?. Но! Надо будет оплатить сбор за аннулирование билета. А размер такого сбора определяет сама авиакомпания. И никто не мешает ей прописать сбор в 90 или даже 100% от стоимости билета. Так что это новшество – самое неприятное для путешественников. Не вернут еще и некоторые сборы, входившие в стоимость билета.

Комментарий эксперта
Георгий МОХОВ, директор юридического агентства «Персона Грата»:
- Пока сложно сказать, в чью пользу переписан документ. Надо посмотреть, как отразится новая редакция на практике, особенно в части споров при возврате авиабилетов.

- Билеты, «пропавшие» во время декабрьского авиаколлапса, были куплены до вступления в силу новой редакции правил. Возвращать деньги должны по-старому, минимум 75%?

- Будут применяться нормы, действующие на момент подачи заявления о возврате денег. Но в случае авиаколлапсов перевозчики, как правило, идут на уступки и без суда.

- Если авиакомпания пишет «возврат билета не разрешен» - как это рассматривать с точки зрения новой редакции?

- «Невозвратные» билеты - вопрос спорный, и новые правила этого не изменят. На практике суды принимают разные решения. Согласно ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажиру в случае добровольного отказа от перевозки более чем за 24 часа должна возвращаться провозная плата полностью. Но в то же время допускается применение различных тарифов с обязательным уведомлением пассажира о правилах их применения. В любом случае вы вправе защищать свои права в суде и апеллировать к Воздушному кодексу РФ. Его юридическая сила выше, чем у отраслевых правил.

Алексей Дуэль, Юлия Смирнова, КП, 18.02.2011 г.

 




назад